Большая Сельга. (деревня ливвиковских карел.)

  • Подписчики: 1 112 подписчиков
  • ID: 197035267
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
suuri_selgy

Описание

Старинная карельская деревня в составе Куйтежского сельского поселения Олонецкого национального района Республики Карелия. Находится в 10 км от г. Олонца. Первые упоминания о поселении относятся к 1707 году, существующие постройки и планировка относятся ко второй половине XIX века. Многодворная сележная деревня расположена на пересеченном рельефе, основная часть построек находиться на возвышенности «сельге», в низинах на берегу небольшой ламбы расположены группы бань. Застройку деревни составляют в основном крупномасштабные дома-комплексы типа «брус», характерные для олонецких карелов. Поселение сохранило исторический облик традиционной карельской деревни в живописном природном окружении. В деревне находятся несколько памятников архитектуры. Наиболее интересным является дом Дубровина (нач.XXв.) Дом представляет собой подлинное произведение народной архитектуры с богатой резьбой на декоративных деталях.Этногенез ливвиков, как собственно и вообще карел, остается недостаточно изученным. Общепринятой является точка зрения, что субэтнос сформировался в процессе межэтнического контакта средневековой корелы с весью, вероятно с преобладанием второй компоненты, что и обусловило в конечном итоге своеобразие языка и культуры ливвиков. В ряде источников высказывались версии о прибалтийском происхождении ливвиков, поскольку их название на собственно карельском (карел. livvikoi) практически идентично самоназванию ливов. Возможно, часть ливов в раннем Средневековье мигрировала в Приладожье и смешалась с корелой, сохранив однако память о своей этнической своеобычности. Д. В. Бубрих отмечал, что памятники средневековой материальной культуры свидетельствуют именно о миграции с юга населения, образовавшего вместе с автохтонными карелами субэтнос ливвиков. Однако первое письменное упоминание о ливвиках предположительно относится ещё к VI веку: в книге Иордана «О происхождении и деяниях гетов» перечислен ряд прибалтийско-финских народов, покоренных предводителем готов Германарихом. Большинство исследователей (Ю.Коскинен, К.Мюлленгофф, В.Томашек и др.) обоснованно считают, что данный список был просто позаимствован Иорданом из недошедшего до нас итинерария. В этом списке наряду с мерей и мордвой присутствует народ под названием «Thiudos in Aunxis», то есть, согласно Ф.Брауну, «чудь олонецкая» (на большинстве карельских и прибалтийско-финских языков Олонец до настоящего времени называется Aunus, в соответствующем падеже Aunuksis). Столицей ливвиков со времен раннего Средневековья был город Олонец; дата основания крепости на этом месте достоверно неизвестна, впервые в письменных источниках Олонец упоминается в уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича, выданной в 1137 году Софийскому собору о изменении сборов в пользу новгородской епархии. Территория ливвиков входила в состав Карельской земли, Обонежской пятины Новгородской земли. Вместе с Новгородской землёй ливвики вошли при Иване III в состав Московского государства, Олонецкая крепость была капитально перестроена в 1649 году. В 1773 году Екатерина Великая учредила Олонецкую область в составе Новгородского наместничества, в которую вошли все земли ливвиков и столицей которой до 1782 года был Олонец. В Отечественную войну 1812 года прославились олонецкие стрелки — добровольное ополчение карел-ливвиков, сформированное из профессиональных охотников на пушного зверя и сражавшееся подобно егерям в рассыпном строю. До второй трети XX века значительное количество ливвиков проживало на территории Финляндии, сохраняя свои язык и культуру, однако к настоящему времени по данным финских исследователей они полностью ассимилированы и включены в состав финского этноса.Этногенез ливвиков, как собственно и вообще карел, остается недостаточно изученным. Общепринятой является точка зрения, что субэтнос сформировался в процессе межэтнического контакта средневековой корелы с весью, вероятно с преобладанием второй компоненты, что и обусловило в конечном итоге