Описание
(от лат. flatus - дуновение, travers - поперечный)
Деревянный духовой инструмент, один из самых древних по происхождению. В Европе ее предками были тростниковые дудки, свирели. Первоначально Флейту держали наоборот, то есть влево от исполнителя. На игровой трубке долгое время было шесть отверстий. Клапаны появились только в XVII веке. Тогда же при ее строительстве стали использовать металлы (зачастую драгоценные), стекло.
Игре на флейте сопутствуют эпитеты, указывающие на ее деликатное звучание - "наисладчайшее, наинежнейшее" (molt dolcement). "Чтобы выгодно заработать, иметь деньги, одежду, учись, приятель, играть на флейте, ибо принцы внимают флейте весьма охотно" (Э. Дешан).
Это название (восходящее к старопетербуржскому «траверсфлейта») закрепилось в обиходе нынешних российских музыкантов и подразумевает инструмент, в разные времена и в разных местах известный как Querflőte, Flûte traversiere (поперечная флейта), Flûte alemandе, German Flute (немецкая флейта). Тем не менее всё указывает на французское происхождение инструмента, появление которого датируется началом восьмидесятых 17 века.
Он пришёл на смену цилиндрической флейте с шестью грифными отверстиями, находившей преимущественно ансамблевое применение и ко времени Преториуса существовавшей в трёх положениях – бас, тенор-альт (илл.1), кант. Классифицирующими отличиями нового инструмента являются коническая форма резонатора и dis-ный клапан, закрывающий седьмое (новое нижнее) отверстие. Этого оказалось достаточно для формирования блистательной традиции виртуозной игры, сделавшей флейту-траверсо одним из самых популярных сольных инструментов.
Вряд ли найдётся другой инструмент, становление искусства игры на котором оказалось бы столь стремительным. Конец 17 – начало 18 века знаменуются появлением таких великолепных музыкантов, как Филиберт, Шедевиль, Филидор, Де ла Бар, Оттетер ле Роман, Буффарден, Блаве. Вряд ли найдётся другой инструмент, который бы с бòльшим основанием мог называться королевским. Фридрих Великий – наиболее одиозная, но далеко не единственная из августейших особ, отдавших своё сердце флейтовой игре. Есть основания полагать, что флейта-траверсо является и одним из первых европейских инструментов, вошедших в российский обиход.
Так, одно из нескольких сохранившихся до наших дней изображений старофранцузской флейты находится на резной панели, исполненной по рисунку Пино для интерьера дубовой гостинной в Большом Дворце Петергофа. Якоб фон Штелин свидетельствует о распространении игры на флейте-траверсо в среде русских дворян екатерининской эпохи. К их числу принадлежал и Павел I, сумевший передать любовь к флейтовой игре своим наследникам. В петербургском Музее Театрального и Музыкального Искусства хранятся флейты, изготовленные лучшими европейскими мастерами для будуших императоров Александра I и Николая I (там же хранятся свидетельства того, что будущий Александр III препочёл медные духовые). Илл.1.
Музыкантам, занимающимся аутентичным исполнением музыки старого Петербурга, будет интересно узнать, что, согласно докладу Сарти, 8 октября 1796 г. представившего Российской Академии Наук метод измерения звуковой частоты, «…звукъ, коимъ настраиваются скрипки оркестра Ея Императорского Величества, даётъ 436 колебаний въ секунду…» Этот стандарт подтверждён тонометрическим изучением вышеупомянутых флейт Александра I.
Старофранцузская флейта, с которой начинается история, представляет собой трёхсегментный инструмент. Верхнему сегменту, или головке, соответствует цилиндрическая часть резонатора, закрытого сверху пробкой, рядом с которой находится амбушюрное отверстие. Головка снабжалась надевающимся сверху капом, служившим элементом роскошного декора инструмента. Столь же роскошно выглядит барель – деталь, соединяющая головку со средним сегментом, или средником. Последнему соответствует коническая часть резонатора, снабжённого шестью грифными отверстиями. Нижний сегмент, или фус