$$$$$стихи и мысли про жизнь и любовь$$$$$

  • Подписчики: 134 подписчиков
  • ID: 73466164
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club73466164

Описание

“МЫСЛИ” (Les Pensées) — главный философский труд Паскаля, названный издателями “Мысли о религии и о некоторых других предметах” (1670), с легкой руки Вольтера просто “Мысли”, остался незавершенным ввиду его ранней смерти. Он задумывался изначально как “Апология христианской религии”, о чем Паскаль осенью 1658 делает доклад в Пор-Рояле (Pensées, fr. 149 — Oeuvres complètes, par L. Lafuma. P., 1963), в котором излагает не столько план будущего сочинения, так и не созданного, сколько некоторые основные идеи, впоследствии развитые в “Мыслях”: величие и ничтожество человека как знаки “двух природ”: божественно-совершенной и греховно-порочной, противоречивость его существа, христианская религия как “ключ” к разгадке этих противоречий, спасение через Иисуса Христа, идея “скрытого Бога”. “Мысли” были найдены после смерти Паскаля в виде фрагментов на отдельных листах бумаги, лишь отчасти им классифицированных в “тематические связки”, 27 из которых имели содержательные заголовки, имеющие прямое отношение к “Апологии” (“Порядок”, “Ничтожество”, “Величие”, “Противоречия”, “Ложность других религий”, “Доказательства Иисуса Христа” и т. д.), а 34 связки без заглавий на самые разные темы нередко носили светский характер. Снятие копий с этих бумаг Паскаля, равно как и первые издания “Мыслей”, осуществленные янсенистами из Пор-Рояля, было сопряжено с изъятием из них “еретических фрагментов” крамольного или “слишком вольного” характера, а также просто не относившихся к “Апологии”. Так читающая Европа получила сильно препарированное сочинение Паскаля, представлявшее его не как великого философа, а как “христианнейшего мыслителя” и “святого из Пор-Рояля”. И в дальнейшем издатели по своему произволу и в зависимости от своих убеждений (религиозных, атеистических и др.) компоновали фрагменты “Мыслей”, совершенно искажая творческий облик Паскаля. Лишь в 1842 Виктор Кузен поставил наконец перед Французской академией вопрос об издании “подлинного корпуса “Мыслей” в соответствии с оригиналом”. В плане решения этой задачи появляются более аутентичные издания П. Фожера (1844), Э. Авэ (1852) и ставшее классическим на долгие годы издание Л. Брюнсвика (1895, 1904, 1914). В 1963 Л. Лафюма — после тщательных исследований — предпринимает юбилейное издание Полного собрания сочинений Паскаля, куда вошел еще более аутентичный текст “Мыслей”, по которому, равно как и по Брюнсвику, в мировой практике принято цитировать фрагменты “Мыслей”. Всего у Лафюма — 1010 фрагментов, в т. ч. “не зарегистрированные копией”. Несмотря на незавершенность этого сочинения в целом, большинство его фрагментов отличается не только оригинальностью и идейной глубиной, но и стилистическим совершенством. Недаром многие афоризмы Паскаля стали “летучими фразами”: “Величие человека состоит в его мысли”; “У сердца свои законы, которых разум не знает”; “Человек бесконечно превосходит человека”; “Смеяться над философией значит истинно философствовать” (Ibid, fr. 759, 423, 131, 513) и мн. др. Среди фрагментов есть и такие, которые представляют собой маленькие философские опусы, довольно цельные и завершенные: “Воображение”, “О пирронизме и догматизме”, “Развлечение”, “Несоразмерность человека”, “Аргумент-пари”, “Себялюбие”, “Тайна Иисуса” (Ibid., fr. 44, 131, 136, 199, 418, 978, 919). В текст “Мыслей” включен т. н. “Мемориал” Паскаля (Ibid., fr. 913), свидетельство “мистического боговдохновенного опыта”, пережитого им в памятную ноябрьскую ночь 1654, после чего он принял решение уйти в монастырь. Что же касается основной массы фрагментов, то помимо религиозной тематики в них затронуты чуть ли не все проблемы как “вечной философии”, так и современной ему новой философии. Мир мыслей Паскаля — это целая эпоха в европейской философии и культуре. Будучи идейным противником традиционной “отвлеченной метафизики”, он создает уникальную “философию сердца” (в оппозиции и в дополнение “философии разума” Декарта), в рамках которой сердце выступает и как орган особой чувственной интуиции,