******************************** НЕТ РАСИЗМУ ********************************

  • Подписчики: 208 подписчиков
  • ID: 2325745
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club2325745

Описание

Историю расизма ведут с эпохи великих географических открытий. Можно назвать точное время его возникновения - 1492-1498 годы: открытие Америки и Индии. До сих пор "белые" люди (европейцы, арабы, берберы, евреи) не сталкивались с человеческими особями, разительно отличными от них на визуальном уровне. Люди же, которых европейские мореплаватели увидели в Америке, Южной Африке и Западной Индии, не просто верили в других богов и говорили на других языках, но имели кожу другого цвета. Политику испанских и португальских колонизаторов Южной Америки с XV по XVIII век включительно иначе как геноцидом назвать нельзя. Но люди, его творившие, считали себя христианами. Из противоречия между христианскими нормами и вопиюще нехристианской практикой было бы не выпутаться, если бы колонизаторы не прибегли к учению, согласно которому объекты бесчеловечного обращения - не совсем люди или если и люди, то не совсем полноценные. Расизм выступил как идеология колонизации, как "теория", придававшая колониализму легитимность. Он расчленил человечество на группы, одни из которых, в силу своего превосходства, предопределены к господству, другие, в силу своей ущербности, - к подчинению. В XVIII столетии, в рамках становящейся биологической науки, возникла теория полигенеза - происхождения человечества от разных прародителей. И хотя эта теория достаточно скоро была опровергнута (Дарвином, в частности), попытки научного обоснования расизма предпринимались вплоть до конца XIX века. Однако задолго до того, как расизм стал пробовать себя на почве науки, он существовал в религиозно-мифологических версиях. Предопределенность "негра" к рабству у "белого человека" возводили к Книге Моисея. В трех сыновьях Ноя - Симе, Хаме и Иафете - видели праотцов трех ветвей человечества, или трех "рас": от Иафета пошли белые, или европейцы, от Сима - семиты, а от Хама - негры. Предопределенность потомков Хама к рабству у отпрысков Иафета и Сима обосновывалась проклятием Ноя сыну Хама Ханаану ("И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих" (Бытие, 9, 25)). В русле этой мифологии Гергий Хорниус в 1666 году писал о трех расах - яфетской, семитской и хамитской. Справедливости ради стоит заметить, что сам термин "раса" не всегда был аксиологически нагружен. Первые попытки антропологической дифференциации человечества - от Бернье (в 1684) и Карла Линнея (в 1735) - в большинстве своем носили ценностно нейтральный характер. Ученые стремились упорядочить антропологические сведения, сведя многообразие человечества к конечному набору больших групп. Так, в классификации Иммануила Канта человечество делится на четыре расы: "белую", "негритянскую", "монгольскую" (она же - "хунну", она же - "калмыцкая") и "индийскую", или "индостанскую". Согласно французскому анатому Кувье, человеческих рас три - белая (кавказская), черная (эфиопская) и желтая (монгольская). Этот подход стал впоследствии господствующим, хотя среди антропологов наметились значительные расхождения. Андерс Ретциус, например (1796-1860), признавал существование только двух рас - долицефальной (с удлиненным черепом) и брахицефальной (с коротким черепом), а Иоганн Фридрих Блюменбах (1752-1840) насчитал пять рас - кавказскую, эфиопскую, американскую, монгольскую и малайскую. То, что количество рас в разных теориях колебалось от двух до двадцати (!), не случайно. Внешность - слишком ненадежный критерий классификации. Его ненадежность постоянно сказывалась в том, что признаки, закрепленные за одной "расой", обнаруживались в другой, что один и тот же народ оказывался одновременно принадлежащим разным "расам". История попыток создания расовой теории весьма показательна. Она прекрасно иллюстрирует тезис Фуко о знании-власти - о встроенности отношений власти в стр