Описание
Организация
Категория: Объединения - Общества и клубы
Описание: ЭТА ГРУПА НАПРАВЛЕРА НА ОБЪЕДИНЕНИЯ ЕЗИДСКОГО НАРОДА!!!О происхождении термина «езид» в научном мире существуют несколько версий. Вот некоторые из них:
Слово езид (аздан) происходит от слова «йезд» — это гении добра и света в зороастрийском учении.
Слово езид происходит от курдского слова «ездан», что означает «Бог».
Слово езид происходит от слово «Езден» — город в Адиабене.
Слово езид происходит от имени халифа Язида, сына халифа Моавии. Это версия построена на созвучии и отвергается как самими езидами, так и специалистами; однако езидам это поверье стоило много крови, так как халиф Язид являлся убийцей почитаемого шиитами Хусейна, сына праведного халифа Али ибн Абу Талиба, и т. о. езиды в глазах шиитов несут ответственность за это «преступление».Живут на севере Ирака. Ок. 100 тыс. чел. проживают также в Турции, Сирии, Иране, Армении, Грузии, России, Германии и др. Общая численность — свыше 500 тыс. человек. По оценкам езидских организаций, общая численность может достигать 2—3 млн чел.Основная территория компактного проживания езидов — районы Айн-Сифни, Синджар и Дохук в губернаторстве Мосул. В районе Дохука находится и главная святыня езидов — Лалеш ( в XII в. Шех Ади без кровопролития вернул храм исконным хозяевам, до этого его захватили ассирийские монахи которым покровительствовали мусульманские правители). Оценки числа езидов в Ираке колеблются от 30 тыс. до 500 тыс., скорее всего их там около 300—400 тыс.С 1990-х гг. в Армении для этой народности создаётся письменность на основе русской графики, ведётся преподавание в начальной школе, издаётся газета «Данге Эздя» («Голос езидов»).
Езиды мигрировали в Армению в связи с первой мировой войной, так как они поддерживали Российскую империю. Выдающейся Езидские деятели того времени Усьв Бег и Джангир-ага внесли большой вклад.В Турции езидские деревни представлены на юго-востоке страны, в илах Мардин, Сиирт, Шанлыурфа и Диярбакыр.В России общины езидов официально зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области и Ярославле. С 1996 действует Ярославская областная общественная организация «Езиды». По переписи населения 2002 года в России проживает 31,3 тыс. езидов.Религия езидов близка вероучению других изначально доисламских курдских религий — алевитов (не путать с алавитами) и али-илахов, вместе с которыми объединяется под общим названием язданизм. Опирается в основном на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная Книга»).
Из-за гонений религия езидов носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение, реформатором которого является шейх Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162), окончательно сложилось к XIV—XV вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства.
Мусульманские и христианские критики езидизма ассоциировали почитаемого езидами верховного ангела Мелек-Тавуси (Ангела-Павлина) с Иблисом или с падшим ангелом, в связи с этим езидов ошибочно считали поклонниками злого духа. В действительности езиды признают единого Бога-Творца, Малак Тавуса и Шейха Ади.
Верховный ангел Малак Тавус (Мелик-Тавус (= Царь-Павлин), Малаки-Таус, Эзазил или Азазель), изображаемый в образе павлина, является символом езидизма.
Шейх Ади — святая фигура в езидизме, Шейх Ади является реформатором езидизма, а не основоположником или создателем езидской религии.
Тавуси-Мелек является главным из семи созданных Богом «архангелов» (хафт мере диване), куда также входят Эзраил, Джибраил (Гавриил), Михаил, Дирдаил, Симкаил и Эсрафил (Рафаил), активно участвующие в мирских делах. Тавуси-Мелека считают падшим ангелом и отождествляют с Азазель у христиан и мусульман, отчего у окружающих народов ОШИБОЧНО возникло представление о езидах как о поклонниках злого духа, что, е