Сорокинское Хуторское Казачье Общество

  • Подписчики: 280 подписчиков
  • ID: 157453868
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club157453868

Описание

Сорокинское ХКО Южно-Тобольского отдельского казачьего общества Сибирского казачьего войска ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Большо́е Соро́кино — село в Тюменской области. Административный центр Сорокинского района и Сорокинского сельского поселения. Расположено на берегу реки Ик в 59 км от железнодорожной станции Ишим (на линии Тюмень — Омск). Основано в 1762 году беглым казаком. Районным центром является село Большое Сорокино, которое по официальным данным образовано в 1747 году и упоминается как деревня Сорокино, насчитывалось 4 крестьянских души: Федоровы, Шмаковы, Петровы, Ярославцевы. По рассказам старожил это были переселенцы с реки Дона и реки Челы, в народе старожил села до сих пор называют « челдонами». Деревня приютилась на пути большого сибирского тракта, но по причине топкого, болотистого грунта местности пролегла в стороне от него, по берегу реки Ик, которая была источником питья. В 1871 году в официальных документах упоминается уже как село Большое Сорокино, которое является центром Большесорокинской волости при речке Ик, на проселочной дороге, Ишимского уезда Тобольской губернии. В селе насчитывалось 132 двора, в которых проживало: мужчин-310, женщин-275, находилось: церковь православная, 1 торжок. По данным 1903 года на селе уже имелось волостное управление, министерская школа, в которой учились дети зажиточных крестьян, 4 торговые лавки, маслодельный завод, водяная мельница, больница на 20 коек. Население было, мужчин-366, женщин-413. Заселение села начиналось по левому берегу реки Ик ( от устья реки), затем с прибытием переселенцев стал застраиваться и правый берег. Население занималось единоличным хозяйством в основном хлебопашеством, скотоводством, доходной частью было маслоделие, его скупали в г. Ишиме на экспорт, другие занимались торговлей, ремесленничеством. Правил на селе сельский староста, путем сходки граждан, собраний. Население было малограмотным, владеющие грамотой были только церковные служащие. Общественной жизни на селе, не считая собраний, не было. Основным воспитательным учреждением на селе была церковь. Культурная жизнь села сводилась к исстари установившимся развлекательным обычаям: в зимнее время, более свободное время года население «гуляло», переходя из дома в дом с выпивками (самодельного пива), народными песнями и плясками, катанием на лошадях, «вольной» борьбой, дети катались на санках с горок, коньках по реке. В летнее время «страдное» развлекались только по большим религиозным праздникам. Больница на селе была построена в дар селянам зажиточным купцом только в 1911 году, ближайшая больница находилась в Ишимском уезде. Селяне самостоятельно «лечились» у местных знахарей настоями трав, поэтому статистика смертности была высокой. Умирали в основном от чахотки, тифа, аппендицита, дизентерии, женщины при родах, смертность детей до одного года составляла 60%. С быстрым заселением крестьян в Сибирь, увеличивалось и численность селян, развивалась экономика и культура села, на селе зажиточные крестьяне строили добротные дома, разрабатывались пашни под посевы, в обработки земли стали применять новые технологии: жатки, сенокосилки, молотилки, веялки. Революционные события изменили жизненный уклад селян, на селе начались социалистические перестройки. В волости создается волостной ревком и исполком, которые приступили к перестройке хозяйственной и общественной жизни волости. Принимали решения о конфискации у богачей имущества, лишали купцов домовладения, вводили продразверстку. Отдаленность от центра, малочисленность сторонников советской власти, затрудняло революционное преобразование. Среди зажиточных крестьян росло недовольство новой политикой власти. В крае был поднят кулацко-эсеровский мятеж, в окрестностях села свирепствовала банда Тимошенко, сторонники Советов подвергались преследованиям. Так погиб председатель сельсовета Кочкин, Михаил Бажура, активист Осип-поляк, комиссар Чернобровцев и красноармейцы