Описание
...Этнокультурные связи родственных марийского и удмуртского народов уходят в глубокую древность.
...Удмурты говорят: "Мари и удмурты - из одного корня выросшие деревья". Сущществует общий пласт лексики, легенд и преданий.
...Современные марийские поселения на территории Удмуртиии оформляются в XV - XVII в.
...Приход Удмуртских мари на новые земли был вызван причинами разного порядка, среди которых едва ли не главной явилась попытка насильственной христианизации. "Насаждение христианства было серьезным покушением на сложившееся мировоззрение, духовную культуру и быт марийцев с языческими верованиями, обычаями и обрядами. Стремление сохранить их было одним из мотивов, побуждающих покидать родной край в поисках среды, население которых было бы близко к марийцам по духовному облику или несколько терпимее относилось к их верованиям".
...Волна христианизации захватила большинство нерусских народов Поволжья и Прикамья, и удмуртские марийцы также официально приняли христианство.Тем не менее, вплоть до нашего времени они оставались дуалистами, двуверцами: аккуратно посещая ближайшие православные церкви, усердно молясь дома в "юмылуке" ("божьих углах") изображениям Христа, они одновременно устраивали языческие жертвоприношения в многочисленных любовно ухоженных и строго охраняемых "ку:со:" (рощах).
...Переселение на територию других населений, казалось бы, поставило марийцев перед угрозой потери своего языка, культуры и т. д.Но, как показывакт история с переселенными группами мари, подобные изоляции не только привели к утрате их национальной самобытности, но, напротив, еще прочнее фиксировали, цементировали эти группы как национальные единицы. Обычно в таких грппах язык, народные песни, орнаментика, основные элементы быта, т. е. самые сушественые признаки проявления национального, консервирются, сохраняя в неприкосновенности пранормы культуры.
...Удмуртские марийцы были не единственными представителями пришлого населения Прикамья. Они оказались рядом и вступили в непостредственные контакты с разными по культуре и языку соседними народностями - удмуртами, русскими, татарами.
...На лексику и акцентуацию удмуртских мари преимущественно повлиял тюркский язык. Поэтом оставался открытым вопрос - откуда именно прибыли на новое место удмуртские мари.
...Данные топонимического сравнения, мариалы специальных музыкально-фольклорных экспедиций позволяют с некоторой оговоркой указать на предполагаемый регион, откуда начали миграцию удмуртские мари. Это - территории вдоль реки Элнет между населенными пунктами Элнет Параньгинского и Элнетту:р Моркинского районов Республики Марий Эл.
...Согласно данным переписи 2002 г. в Удмуртии насчитывалось 8,98 тыс. марийцев, что составляло около 0,6 % населения республики. Из них большая часть проживала в сельской местности (60,6 %). Компактные группы марийского населения имеются на юге и юго-западе Удмуртской республики: в Алнашском, Граховском, Каракулинском районах. Причем в Каракулинском районе марийцы на момент переписи 1989 г. составляли 16,9% населения и занимали второе масто (после русских). Особенно известность получили марийские имения Ныргында, Быргында, Мари-Возжай, Мари-Гондырево, Усть-Сакла, Варали.
...В последние годы в Удмуртии активизировалось марийское национальное движение. В 1990 г. в с. Грахово возникло общественно-культурное объединение - клуб "Грак мари", вконце 1993 г. в Каракулинском районе был создан центр марийской культуры "Одо Мари Ушем". В декабре 1996 г. и октябре 1998 г. состоялись учредительные конференции Союза марицев Удмуртии "Одо Мари Ушем" и Республиканской марийской молодежной организации "У:жара".
Сылки
http://mariuver.wordpress.com/2009/12/23/mari-udmurtii/
http://mariuver.wordpress.com/2009/06/02/udmurtii-semyk/
http://sound.aboutmari.com