Описание
Дми́трий Степа́нович Бортня́нский (26 октября 1751 — 10 октября 1825) — Русский композитор. Основоположник русской композиторской школы, один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Выдающийся мастер хоровой духовной музыки. Автор опер «Сокол» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787), фортепианных сонат, камерных ансаблей.
Бортнянский сделал первый опыт гармонизации древних церковных мелодий, изложенных одноголосно в певческих книгах, изданных впервые Синодом в 1772 г. ("Помощник и покровитель", "Ныне силы"(№2), "Приидите, ублажим", "Дева днесь", "Ангел вопияше" и др.) В этих переложениях он только приблизительно сохранил характер церковных мелодий, придав им размер и уложив в рамки мажора и минора, для чего потребовалось иногда немного менять их. !!!внимание!!!Замечателен проект Бортнянского о печатном издании древних мелодий в их подлинном крюковом виде, которое по его мысли должно было
восстановить историческую связь в развитии богослужебного пения,
дать возможность желающим "прибегать к этому пению, как к источнику" и "почерпать в нем полезное и лучшее и сообразно дарованиям своим из того делать употребление",
прекратить "нелепые и самовольные церковного пения переправы, исказившие и мелодию, и степенный ход ее" (!!!),
открыть возможность объяснения крюковой системы, "которая была бы самым лучшим способом познать подробнее свойства диатонического рода, в каковом идет все церковное пение, противоположно новейшей музыкальной системе" (!!!),
служить средством к единению старообрядчества с Православной Церковью (!!!).
Несмотря на серьезность поставленных вопросов и задач и влиятельное положение автора проекта, он остался без движения.
В конце жизни отобрал и подготовил к изданию 35 своих духовных концертов.
"Все музыкальные сочинения Бортнянского весьма близко изображают слово и дух молитвы; при изображении молитвенных слов на языке гармонии он избегал таких сплетений аккордов, которые кроме разнообразной звучности ничего не изображают, а изобретаются как будто для показания тщетной учености сочинителя... он нигде не предпочитал бездушного наслаждения слуха наслаждению сердца, внимающего пению говорящему. Он сливает хор в одно господствующее чувство, в одну господствующую мысль..." (Ф.П.Львов, директор капеллы после Бортнянского)