Описание
Магомед Ярагинский (Мухаммад Эфенди ал-Яраги) Лезгин по национальности, родился в 1761 году (1191 год - по хиджре),в семье
ученого-богослова. С детства проявив необычайную тягу к знаниям, он очень
скоро стал известным алимом, постигшим разнообразные науки. В Дагестане ему
не было равных в знании Корана. Глубина его проникновения в сокровенные
знания привлекла к Ярагинскому множество учеников. Его сравнивали с
благоухающим садом роз, слова его - с чудесным нектаром. Искавшие счастья и
истины находили их в обществе учителя, который был кроток с учениками и
суров с теми, кто отступал от веры ради бренных земных благ.
Молитвы Ярагинского, творили
чудеса: слепые и увечные исцелялись, несчастные обретали душевный покой.
Существует предание, что четырехмесячный мальчик, когда его позвал шейх,
подошел к нему и повторил за Ярагинским суру из Корана. Шейх умел читать в
людских сердцах, предсказывать будущее. Прежде чем открыть ученикам завесу
истинного знания, он их испытывал. Одним из правил было долгое уединение в
подземных кельях. Муталимы молились и постились, пока их способность
восприятия не обновлялась совершенно, тогда только они становились
способными учиться, и это был лишь первой шаг к постижению тариката. Ярагинского считали символом совершенства и животворящим источником
благочестия. Он был скромен и воздержан до аскетизма, но обладал духовными
сокровищами, достаточными для всего народа. Его наукой была любовь к Богу.
Его практикой - любовь к ближнему, превращавшая грешника в образец
благочестия. Он говорил: "Ислам означает открыть свое сердце Богу и не
причинять зла ближнему". Он призывал народ к покаянию и первым подал пример, отказавшись от
традиционно причитавшейся ему доли заката - налога, который "очищает"
имущество мусульман и передается мечети для распределения нуждающимся.
Теперь закат полностью отдавался на помощь беднякам, содержание медресе и
другие богоугодные дела.Ярагинский поначалу проповедовал ненасильственный, духовный газават
против дьявольской порчи в людских ду шах. К нему стекались люди,
жаждавшие ошутить на себе его чудесную силу. Стремительно росло число
учеников, становившихся преданными мюридами Ярагинского. Тарикатисты, вооружившись деревянными мечами, шли по селам, призывая
людей покаяться и вернуться к истинной вере. Но видя, что одни лишь мирные
средства неспособны изменить ситуацию, Ярагинский все более склонялся к
необходимости заменить деревянные мечи настоящими. Духовный газават за
очищение веры стремительно преображался в газават политический.
Призывая горцев к борьбе, он произнес слова, ставшие исторической вехой в
судьбе горцев Кавказа:"Мусульманин не может быть
ничьим рабом или подданным и никому не должен платить подати, даже
мусульманину. Кто мусульманин, тот должен быть свободным человеком, и между
всеми мусульманами должно быть равенство". "Находясь под властью неверных или чьей бы то ни
было, все ваши намазы, уроки, все странствования в Мекку, ваш брак и все
ваши дети - незаконны".
Больше о Магомеде Ярагинском:
http://zamanaonline.com/lib/epokha/4.htm