Описание
Стоицизм возродил учение Гераклита об огне- Логосе; мир — живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса.)
Стоики осмысливают Логос трояко, имеющим три состояния:
1) "Логос Эндиафетос" (λόγος ένδιάθετος) (логос скрытый, сокровенный), недоступный никакому человеческому восприятию, но о котором (состоянии) мы можем догадываться потому, что видим окружающую жизнь в развитии и изменении (причиной и перводвижителем чего и есть логос).
2) "Логос Профорикос" (λόγος προφορικος) - Это есть видимое, второе состояние логоса (логос явленный), проявляющий себя через Kосмос, через красоту и целесообразность окружающего мира. Т.е. мир красив и целесообразен потому, что он есть отражение и проявление разума, логоса.
3) "Логос Сперматикос" - Третье состояние логоса "логос осеменяющий"; свойство логоса, благодаря которому высшая разумность и целесообразность сокрытого логоса проявляется в мире. Логос осеменяет все вокруг, все в мире. Но поскольку логос - огонь, то больше всего этого огня, этого семени логоса - в человеческой душе, а меньше всего - в материи, в которой огонь остывает. Поэтому стоики вслед за Платоном называли материю "мион", т.е. не-сущее, безсущностное.
Вся совокупность космического порядка,сотворенного из хаоса Логосом Профорикос - составляет КОСМОПОЛИС.(Kόσμοπολης) - единый вселенский город-государство,управляемый Логосом,и представляющее собой сферу всех плотных и огненных миров Универсума.