Описание
К VIII в. н.э. в Средней и Центральной Азии мирно сосуществовали различные религиозные системы - политеистические и монотеистические: синкретные культы, буддизм, зороастризм, манихейство, христианство и др.
До прихода арабов Среднюю Азию называли местом встречи культур Востока и Запада, поскольку именно здесь была широкая религиозная терпимость и здесь находили убежище приверженцы различных религиозных учений и толков, преследовавшихся в странах, где господствовали официальные религии.
Развитие истории предполагает, что человечество и его народы, подобно человеческой жизни знают свои детство, отрочество, юность и зрелость. В домусульманский период своего существования, сопряженный с различными синкретными вероучениями и культами, основанными на "многобожии", кыргызы переживали период своего "детства", "отрочества" и т.п. В силу Божественного провидения они не были готовы усвоить истины священной веры ИСЛАМА. Но потом пришло время возмужания и зрелости. И потому абсолютно закономерно было обращение к ИСЛАМУ - вероучению Пророка, возглашавшего истины от имени Аллаха Всемогущего и Милосердного. В эпоху Караханидов кыргызы сделали свой конфессиональный выбор и это тоже было следствием воли Всевышнего, поскольку некоторые соседние народы совершили иной религиозный выбор. Таким образом, кыргызам, на наш взгляд, было предрешено Аллахом стать правоверными мусульманами, приобщиться к единобожию (таухид), прильнуть к источнику вечных и неопровержимых истин мусульманской веры.
"Кто засвидетельствует, что нет Бога, кроме Единого Господа; что Мухаммад – раб и Посланник Божий; что Иисус – раб Божий и Слово Господне, низведенное Марии; что Ад и Рай истинны, того Господь введет в Рай на основе деяний его. "
«Общайтесь с учеными и слушайте слова мудрецов. Поистине, Всевышний Аллах оживляет мертвое сердце светом мудрости, также, как дождь оживляет мертвую землю».