Описание
Ночь Ивана Купала (Россия) & Праздник Красок Холи (Индия)
Праздник, приходящийся на начало сбора нового урожая, существовал с самого раннего периода родоплеменных отношений и является самым древним индоевропейским праздником, общим для всех потомков ариев. Свидетельства о нем находятся в памятниках Индоарийской традиции, Трипольской и Скифо-Сарматской культур. Трипольская эпоха стала толчком для расселения людей из среднего Приднепровья почти по всей Европе. Одна из ветвей трипольцев пошла в Индию и стала известна как арийцы или арии. Потом трипольцы-арии вернулись и принесли с собой праздники, характерные для языческого пантеона. В Индии существуют ритуалы, похожие на древне-славянские, поскольку оба великих народа имеют одни этнические корни. Например, праздник перед ночью Ивана Купала очень тесно перекликается с индийским фестивалем красок Холи. В древнеиндийском пантеоне богов был бог Гопала (функционально соответсвующий богу Кришна) – по-древнеславянски Купала. Уже позже, после принятия христианства на Руси этот праздник стал называться Ивана Купала, т.к. совпал с днем Иоанна (Ивана) Крестителя.
Праздник Холи в Индии начинается с разжигания костра перед наступлением ночи и сожжением чучела злого демона. С наступлением рассвета молодежь осыпает друг друга цветным порошком, при этом чем больше на человеке краски тем больше хороших пожеланий было ему сказано. Это самый демократический праздник в Индии. Там, где весь год действуют строжайшие социальные законы, на Холи можно облить красным костюм чиновника или толкнуть в лужу ученого брахмана, оказать знаки внимания понравившимся девушкам.
В России, главным развлечением вечера на Ивана Купала являются прыжки через костер парами. Впрочем, и одиноким девушкам есть, чем заняться в праздник. Несчастным в любви, дабы приворожить избранника, рекомендуется в полночь на Ивана Купалу трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженной. Пока голая красавица носится кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а на утро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю жизнь.
Согласно одной из легенд, индуистский Шива гневным третьим глазом испепелил бога любви Каму, может быть, за излишнее рвение, превратив его в существо абсолютно бестелесное. Тут уж возрыдали жена Камы — Рати (богиня страсти) — и супруга самого Шивы, богиня Парвати. Видимо, их вопли и слезы вконец истрепали нервы Шивы, и на три месяца в году он возвращает Каме его многострадальное тело. Тогда все начинает расцветать — и люди празднуют самые веселые дни возрождения природы, любви и плодовитости – Холи. Согласно другой легенде Холи связывают любвеобильным богом Кришной. Предания гласят, что юный непоседа очень любил всяческие проказы. К примеру, поливал краской своих друзей-пастухов и подруг-пастушек — гопи. А главную любимицу Радху осыпал порошком, чтобы потемнела ее кожа (сам Кришна был черным).
«В зачарованную Купальскую ночь можно провести с тем, кто люб тебе боле всех. Станешь веселые хороводы вкруг костра водить, солнечного Купалу славить, в горелки играть, через огонь очищающий ловко прыгать, венки по темной воде пускать. А потом далеко в луга уйти с тем, кто сердцу мил, упасть в высокие травы, схорониться ото всех глаз......» ("Ночь Веды")
Ну а помимо религиозных подоплек у этого праздника есть и чисто практическая. Именно в это время и в России, и в Индии начинают собирать урожай пшеницы.
Если взглянуть на обряды и ритуалы праздника Ивана Купала и Холи глазами современного человека, можно с полной уверенностью утверждать, что они выполняют прямо-таки психотерапевтическую роль: помогают освободиться от многих наших комплексов и проблем. Ведь это праздник любви. Взаимодействие Неба и Земли – это Вселенская Любовь, а взаимодействие мужчины и женщины – земная любовь. Любовные игры в эту ночь — это своего рода сражение с силами тьмы, ведь там, где есть любовь, нет места злу.